Когда начнем бороться с прокрастинацией? Завтра!
А вот размышления Андрея Курпатова о дофамине. Почему мы прокрастинируем? Почему люди залипают в телефон? Почему предпочитаем короткие сюжеты длинным? Что такое дофаминовая ломка? Что такое осознанное потребление? Обо всем этом рассуждает Курпатов в интернете, параллельно пытаясь нас от него оградить.
Дофамин — это вещество, которое вырабатывается естественным образом в нашем организме, а связанные с этим процессы вызывают у нас чувства удовольствия и/или предвкушения от него. С нарушением его распределения связывают такие патологии как шизофрению и болезнь Паркинсона, а также обсессивно-компульсивное расстройство, депрессию, деменцию.
Дофамин — часть “системы поощрения” мозга, причем не только человеческого. И благодаря нашим меньшим братьям (в частности, крысам и обезьянам) ученым удалось частично разобраться в том, как эта система функционирует.
Что значит система поощрения? Ну вот вы приобрели какой-то свой субъективный положительный опыт (от еды, секса, занятия спортом, путешествия) и теперь придаете этим событиям важность. (А все почему? Потому что когда вам было хорошо, выделялся дофамин!). Благодаря этому теперь у вас есть мотивация повторять этот опыт в дальнейшем (на самом деле для того, чтобы получить его дозу).
Мозг адаптируется к искусственно повышаемому уровню дофамина, и перестает его производить самостоятельно. Важен не сам факт наличия достаточного количества этого вещества в организме для условно “нормального” функционирования. Мы не можем постоянно “кайфовать” или наоборот жить без удовольствий. Нельзя назначить какие-то пороговые значения и замерять уровень дофамина, как уровень сахара в крови. Тут все несколько сложнее.
Курпатов говорит о том, что потребление контента — это с одной стороны способ получения так называемого “дешевого” дофамина, и в то же самое время — его повышенный расход. То есть, сначала мы испытываем краткосрочное удовольствие (от самого просмотра или его предвкушения), но вслед за этим неминуемо приходит опустошение, которое человек пытается восполнить тем же методом, а именно залипанием и поиском чего-то на его взгляд интересненького.
Он намекает по сути на расхожий тезис, что зависание в телефоне — это разновидность наркомании. И, хотя такая зависимость напрямую не разрушает организм химически, как наркотические вещества, но обладает схожим механизмом действия. У людей пропадает мотивация, уходит вовлеченность в деятельность, появляется усталость, и именно это лежит в основе сегодняшней массовой прокрастинации.
Автор видео переживает, что эра виртуальной реальности такое положение дел только усугубит (хех, ну мы-то с нашей Метавселенной тут бы с ним поспорили!). И все-таки советуем получать дофамин целенаправленно, ставить цели и к ним идти, искать смысл жизни, определять истинные ценности, задаваться вопросами типа “ а мне нужно сейчас то, что я делаю?”. Рекомендует “осознанное потребление” тематического контента (до 1 часа в день) в противовес бесцельному многочасовому скроллингу разношерстных коротких видосиков.
В целом, с его доводами сложно спорить, хотя и попахивает популизмом. Так что если у вас запланированы полчаса на осознанное потребление видео, отложите в сторону тиктоки, рилз и сторис; айда смотреть Курпатова “Как мы губим свой мозг” и делать собственные выводы. А если запланирован час, то почитайте свежий материал про Роберта Сапольски и посмотрите его вводную лекцию на тему “Биология поведения человека”.
Статью подготовил Сергей Яковлев