Минцифра централизует госзаказ на IT: что это значит для разработчиков
Минцифры планирует сконцентрировать госзаказ на IT-разработки в подведомственном Центре экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ). Проект постановления правительства, описывающий новый порядок, был опубликован 9 декабря на портале нормативно-правовых актов.
Новый порядок управления IT-расходами
ЦЭКИ может стать единым центром согласования IT-расходов всех государственных органов власти и внебюджетных фондов. Речь идет о тратах на закупку IT-технологий, предоставление субсидий на цифровизацию бюджетным учреждениям и госкорпорациям, а также на развитие государственных информационных систем (ГИС).
Минцифры предлагает создать реестр IT-расходов, ввести четкие правила финансирования и обеспечить защиту новых инициатив. Для согласования затрат ведомства будут предоставлять обоснования целесообразности расходов, после чего Минцифры даст заключение, а Минфин определит источники и объем финансирования. Окончательное решение примет подкомиссия по ключевым проектам.
Цели реформы
Инициатива направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и контроль IT-расходов. Новый порядок должен исключить дублирование IT-инициатив между ведомствами и улучшить планирование бюджета.
По данным правительства, без координации число дублирующих IT-активов продолжит расти: уже сегодня исполнительная власть владеет 1600 ГИС. Траты на информатизацию госорганов заложены в проект «Цифровизация госуправления» нацпроекта «Экономика данных», на который до 2030 года выделено 475 млрд рублей.
Преимущества и риски
Эксперты считают выбор ЦЭКИ логичным. Центр обладает опытом и компетенцией для оценки целесообразности IT-проектов. Однако есть риски: большие объемы работы могут превратить согласование в узкое место, увеличив сроки рассмотрения проектов и снизив качество принимаемых решений.
Партнер консалтинговой компании Strategy Partners Сергей Кудряшов предупреждает, что недостаточная производительность процесса может затянуть сроки реализации ключевых инициатив.
Текущая ситуация с госзакупками в IT
Согласно данным системы «Тендерплан», объем размещенных IT-госзакупок за восемь месяцев 2024 года снизился на 10% до 191 млрд рублей. Количество лотов увеличилось лишь на 1,2% — до 35 847.
Особенно заметно сокращение закупок иностранного программного обеспечения. За I квартал 2024 года количество тендеров на приобретение Windows по закону 44-ФЗ упало на 52%, а по 223-ФЗ — на 35,6%. Общие расходы на продукты Microsoft в 2024 году составили 24,1 млн рублей, что значительно меньше прошлогоднего показателя в 52,2 млн.
Что может изменить новый порядок?
- Централизация и эффективность: Более жесткий контроль и централизация могут помочь устранить дублирование IT-проектов и оптимизировать расходы. Однако слишком медленное согласование способно задержать реализацию критически важных инициатив.
- Зависимость от одного центра: Сосредоточение функций в ЦЭКИ может привести к бюрократизации процессов, особенно если объем заявок превысит возможности центра. Это может затормозить цифровизацию.
- Переход на отечественные решения: Сокращение закупок иностранного ПО демонстрирует курс на импортозамещение, но отсутствие проверенных российских аналогов может негативно сказаться на качестве IT-решений.
- Дополнительная нагрузка на бюджет: Несмотря на заявленную цель экономии, сложные процедуры согласования могут привести к удорожанию администрирования IT-проектов.
Новый подход обещает упростить управление IT-расходами, но его успешность будет зависеть от способности ЦЭКИ справляться с возросшей нагрузкой и быстро адаптироваться к требованиям отрасли.
Источник: https://habr.com/