История успеха и принципы управления Уолта Диснея

Уолт Дисней — легендарный основатель и глава анимационной студии Disney. Его вклад в индустрию развлечений невозможно переоценить, и его история успеха вдохновляет миллионы людей по всему миру. Про это написано много статей, в том числе в книгах с его биографией и в фильмах. Мы также решили рассмотреть ключевые аспекты его достижений и промахов.

1 января 2024 года первые изображения Микки Мауса и Минни перешли в общественное достояние. Великий предприниматель XX века Уолт Дисней превратил своё юношеское увлечение в классические образы.

При жизни Диснея считали деспотичным лидером, но его управленческий дар и способность быть начеку удивляют. Статья рассказывает о принципах и приёмах, которые помогли Диснею эффективно управлять студией и разрешать конфликты. В книге Майкла Бэрьера «Уолт Дисней: человек-студия» показан баланс между бизнесом и творчеством. Если вам понравится статья, обязательно прочитайте книгу.

Как все начиналось?

Окончание Первой мировой войны стало для Диснея началом нового пути. Вернувшись домой, он основал студию Laugh-O-Gra, но она быстро обанкротилась. Уолт не сдался и вместе со старшим братом Роем открыл Disney Brothers Studio в Голливуде. Сегодня эта компания оценивается в 270 миллиардов долларов, а Микки Маус — не первый успешный персонаж студии. До него зрителям полюбился кролик Освальд, который был предшественником мышонка.

Набор сотрудников

Свою первую команду Уолт Дисней сформировал ещё работая в рекламном агентстве. В неё входили молодые люди, найденные им по объявлению для совместного прохождения обучения анимации по ночам.

Команда Disney Brothers Studio состояла из профессионалов. Среди них была будущая жена Диснея, молодая художница и секретарь Лиллиан Боундс, а также коллега по рекламному агентству и первой студии Аб Айверкс.

Дисней как-то в шутку признался, что женился на Лиллиан, чтобы не выплачивать ей задолженность по зарплате за полгода. Хотя в этой шутке могла быть доля правды, ведь первое время студия ничего не зарабатывала. Первый 12-минутный фильм «Алиса в стране мультфильмов» не только не получил признания, но и не окупил вложенных средств.

Со временем требования Диснея к сотрудникам ужесточились. Он выбирал людей с высшим образованием, предлагая стажёрам сначала поработать бесплатно.

Когда студия выпустила десяток признанных шедевров, Дисней изменил подход к найму. Теперь он отдавал предпочтение опытным художникам-аниматорам, которые работали иначе, нежели он хотел, и принимал новаторов и энтузиастов с распростёртыми объятиями.

Управление командой

Уолт Дисней был координатором, организатором и руководителем творческого процесса. Он единолично принимал решения, контролировал производство и следил за оплатой труда. Дисней поощрял сотрудников за рационализаторские предложения и творчество.

Кстати, эту практику небольших поощрений потом перенял «Союзмультфильм».

После Второй мировой войны Уолт и Рой Диснеи наняли опытных менеджеров для оптимизации производственного процесса. В 1945 году Дисней передал должность президента компании Рою и сосредоточился на творчестве.

Превосходство перед соперниками

Уолт Дисней опережал конкурентов благодаря некоторым особенностям управления:

— усиление команды: привлекал опытных профессионалов и обучал сотрудников;

— открытость к новому: признавал и поощрал новаторств от сотрудников;

— сплочённость команды: создавал атмосферу единства и общих целей;

— создание атмосферы сотрудничества: в отличие от других на студии царила открытость и поддержка., аниматоры свободно делились находками и помогали друг другу;

— перфекционизм: требовал безупречного выполнения задач от каждого члена команды.

Были и промахи

Уолт Дисней допустил ряд ошибок в управлении командой и студией, что привело к проблемам в отношениях с сотрудниками и забастовкам. В частности, он ввёл иерархию, присваивал чужие идеи и отдалялся от команды, требуя максимальной верности от сотрудников.

По мере разрастания ощущение большой, дружной и счастливой семьи уходило в прошлое. На смену ему приходили утилитарные настроения. Если на заре студии вся команда участвовала в обсуждении сценария, в начале 1940-х годов началось искусственное расслоение сотрудников по иерархии и рассадка отделов по этажам с предоставлением разных условий.

Присваивал чужие идеи. Услышав хорошую идею, Дисней мог через какое-то время преподнести её как собственную, как будто она только что пришла ему в голову. Это раздражало многих членов команды, потому что лавры в конечном итоге босс забирал себе.

В 1940 году на студии Диснея работало 1200 человек. К этому времени он уже отдалился от коллектива и едва ли знал и половину сотрудников. При этом продолжал требовать максимальной верности от команды.

Все следующие годы Уолт Дисней пытался вернуть утерянную близость с сотрудниками.

Гений мультипликации умер в 1966-м. После его смерти компания постепенно теряла популярность, пока во второй половине 1980-х не начался новый ее расцвет. Даже после смерти Уолт Дисней продолжает влиять на сценарии своих фильмов. Дело в том, что он умер от рака лёгких, после чего в его компании решили больше нигде не показывать сигареты. Задолго до начала волны антитабачных кампаний.

Если вы ещё не видели фильм «Спасти мистера Бэнкса», мы рекомендуем вам это исправить. В основе картины лежат реальные события, связанные с созданием фильма «Мэри Поппинс», который вышел на экраны в 1964 году.

https://megaplan.ru/blog/books/principy-upravleniya-uolta-disneya