Как Amazon променял ИИ на 1000 индусов
Многие оффлайн ритейлеры устремляются в интернет, но вместе с тем крупнейшие игроки рынка пробуют разные варианты позиционирования, в том числе наращивают присутствие в физическом ритейле. Различные стратегии испытывает в том числе такой гигант, как Amazon.
Несмотря на явное лидерство среди платформ электронной коммерции по выручке и рыночной капитализации, успехи Amazon в оффлайне не совсем очевидны. Компания открывала супермаркеты под брендом Amazon Fresh, но многие из них после этого были закрыты, а развитие сети останавливалось. Открывались и закрывались оффлайновые книжные магазины Amazon Books.
Эксперты полагают, что целью “живых магазинов” является не столько сиюминутная выручка от продажи товаров, сколько вовлечение максимального количества людей в экосистему компании и расширение базы для Prime-подписки. По состоянию на прошлый год оффлайн составлял лишь 3,4% оборота Amazon. Но, похоже, все не так просто. Amazon — это еще и разработчик технологий для оффлайн ритейла, которые внедряются как в собственные магазины компании, так и предлагаются в виде готовых решений для сторонних продавцов.
Amazon One — сервис идентификации и бесконтактной оплаты, который определяет пользователя и производит платеж, сканируя его ладонь.
Amazon Dash Cart — это умная корзина (а точнее — тележка) для покупок. После регистрации в Dash Cart с помощью смартфона и QR-кода, вы можете добавлять, взвешивать и удалять товары прямо в ней. Закончив с выборов товаров, вы проходите через специальную выделенную полосу, минуя кассу и традиционные способы оплаты, деньги списываются автоматически с вашего счета.
Технология Just Walk Out (основанная на использовании камер и датчиков) предназначена для торговых точек с небольшим ассортиментом, когда покупатель набирает в руки считанные единицы товара и просто выходит из магазина.
И вот недавно разразился скандал. Engadget сообщил, что вместе с искусственным интеллектом покупки отслеживал специально нанятый для этих целей персонал, состоящий из тысячи индийских рабочих. Они следили за покупателями через камеры видеонаблюдения и проводили онлайн-покупку вручную.
Говорят, что технология Just Walk Out была недостаточно проработана изначально. Люди либо получали чеки с неправильной суммой, либо чеки приходили спустя несколько часов после покупки. И поддержку завалили жалобами. Поэтому, якобы было принято решение пойти на хитрость, и выделить в помощь “прорывной технологии” живых людей. Изначально предполагалось, что “вживую” будет проверяться 5% покупок, а по факту проверялось 70%. Журналисты окрестили провальную концепцию Amazon “иллюзией автоматизации”.
Однако, 17.04.2014 компания Amazon опубликовала текст, в котором поет дифирамбы своим технологиям, рассказывает, как их разработки любят покупатели, которым теперь не надо стоять в очередях. И о том, как такой формат взаимодействия ценят сторонние компании, использующие технологии Amazon. В этом тексте можно разглядеть и официальное опровержение новостям про “тысячу индусов”.
Последний раздел статьи вышел под заголовком “Is Just Walk Out or Dash Cart driven manually by people in India?” (Walk Out и Dash Cart управляются вручную людьми из Индии?). И вот как сами себе отвечают представители Amazon: “Ошибочные сообщения о том, что технология Just Walk Out основана на том, что рецензенты-люди наблюдают издалека, не соответствуют действительности… Сотрудники не смотрят видео с покупателями в прямом эфире для получения чеков — об этом автоматически заботятся алгоритмы компьютерного зрения”.
Будет ли у этой истории продолжение, мы не знаем, но на всякий случай купили попкорн и выжидаем.
Статью подготовил Сергей Яковлев